Авилов Александр Николаевич, капитан I ранга.
Авилов Александр Николаевич родился и свои детские годы провел на берегах Нары и Протвы. В июне 1941 года окончил 7 классов средней школы №13 в городе Серпухове, и началась Великая Отечественная война. Учёба в 8 классе осталась мечтой. Вместе со взрослыми Александр участвовал в сооружении оборонительных укреплений, заготавливали дрова для нужд города и фронта, несли ночные дежурства по месту жительства.
В 1942 г. А.Н. Авилов стал студентом Серпуховского машиностроительного техникума.
Летом 1943 года, с началом Курско-Орловской битвы, Александр был отправлен на военное обучение в военный лагерь за Москвой. А в ноябре 1943 года в возрасте 17 лет он был призван со второго курса техникума на Краснознамённый Балтийский флот. Так началась военная флотская служба Александра Николаевича, которая оказалась длиною в 40 с лишним календарных лет, от краснофлотца-минёра до капитана первого ранга.
В составе 7 дивизиона А.Н.Авилов участвовал в боевых операциях в Нарвском и Финском заливах. 249 якорных и 18 неконтактных мин вытралили катера дивизиона только в 1944 году. В конце декабря 1944 года Александр Николаевич вернулся в Кронштадт в учебный отряд для обучения на командира отделения.
Позже службу продолжал на бронированных морских охотниках в должности командира отделения, старшины команды минёров. После пяти лет срочной службы поступил в военно-морское училище. Потом — на военно-морской факультет Военно-политической академии имени Ленина. Затем службу продолжал на Черноморском флоте.
После войны А.Н. Авилов жил и работал в городе Обнинске. Не дожил до 70-летия Великой Победы чуть больше месяца.
Свое видение войны, свою память о боевых товарищах Авилов Александр Николаевич попытался изложить в стихах.
Он шел к Победе всю войну.
Он шел к Победе всю войну
И не дошел четыре шага.
Смерть миновав, и не одну,
Пал у горящего рейхстага.
В том самом длинном дне в году,
Тревогой поднят на рассвете.
Приняв народную беду-
Он за Отчизну стал в ответе.
Он слился с массою других,
Таких же, вставших за Отчизну.
А сколько, сколько было их,
В пути справлявших свою тризну!
Он шел к Победе всю войну,
На сделку с совестью — ни шагу.
Имел награду лишь одну —
Медаль посмертно «За отвагу».
Он в книге памяти стоит
Одной единственной строкою,
Но за строкой той монолит
Судьбы страны с его судьбою!
Материал из музея Серпуховского машиностроительного техникума предоставила Наталья Викторовна Матвеева.
Дополнение:
29 апреля (2010 г., — О.Б.) исполняется 60 лет, как курсант Военно-Морского политического училища им. А.А.Жданова Александр Авилов и студентка Ленинградского института советской торговли (ЛИСТ) Евгения Матюнкина стали мужем и женой. Поздравляя Сашу и Женю с «бриллиантовой» свадьбой, хочется не только высказать им массу добрых пожеланий, но и рассказать историю жизни семьи Авиловых, они этого достойны. Я же имею право на это потому, что знаю Александра Николаевича 62 года.
Познакомились мы в 1948 году. В то время я был курсантом ВМПУ им. А.А.Жданова, учился на третьем курсе. В 1948 году шел очередной набор на первый курс училища. Набирали сюда, как правило, юношей, прошедших Отечественную войну, членов или кандидатов в члены ВКП (б). Отбор был строгий, кроме экзаменов ребята проходили еще и через мандатную комиссию. Мы, курсанты старших курсов, до училища прослужили на кораблях по несколько лет и, естественно, интересовались прибывшими. Искали тех, кто служил на наших кораблях. Знакомясь с новичками, я обратил внимание на старшину II статьи, высокого, подтянутого моряка. Оказалось, он служил в дивизионе катерных тральщиков, а я — в дивизионе морских тральщиков — «стотонников». В разговоре выяснилось, что мы тралили мины в одних районах Балтийского моря, нередко стояли в одних базах. Нашлись общие знакомые и много общих веселых и печальных событий. На войне — как на войне. Впоследствии сблизились, лучше узнали друг друга.
Александр Авилов родился 29 сентября 1926 года в Серпухове в семье рабочих. Недалеко от города в д.Дракино жила его бабушка. Места живописные, рядом река Протва, впадавшая в Оку. Лето, как все деревенские мальчишки, Саша проводил у реки, ловил рыбу, купался «до посинения». Рано научился плавать, причем хорошо.
Быстро пролетели школьные годы. После семилетки Саша становится студентом Серпуховского текстильного техникума. Там впервые начал писать стихи. Закончить учебу помешала война. В 1943 году его призывают в Военно-Морской флот. Краткое обучение в минной школе Кронштадта — и распределение на катера. Мечтал об эсминце или крейсере, а тут — катерный тральщик «КМ-107».
Что представлял собой этот «гигант»? Экипаж — 7 человек (командир — не офицер, а, как правило, старослужащий, старшина), водоизмещение — до 30 тонн, вооружен пулеметом плюс 4-6 больших и 8-10 малых глубинных бомб, скорость хода 8 узлов, траление контактных мин при волнении моря не больше 3 баллов. Удобств никаких. Несмотря на все это, катера занимались нужным и очень опасным делом — тралили и уничтожали морские мины, а порой и минные «ловушки», к которым корабли с большей осадкой не допускались. Недаром экипажи «КМ-107» называли смертниками.
Только за лето 1944 г. катера дивизона, где служил Авилов, вытралили 249 якорных (контактных) и 16 неконтактных мин. Насколько это опасно, может понять только тот, кто хоть один раз побывал на минном поле Балтийского моря. Мало было зацепить мину тралом, чтобы ее срезали тральные резаки. Ее нужно было уничтожить. Стрельба из пулемета зачастую была неффективна. Как выяснилось, пробитая пулей мина не взрывалась, а притапливалась и дрейфовала по воле волн, в том числе и на очищенное от мин поле. Тогда делали так: всплывшую мину подрывали. Для этого с катера спускалась шлюпка с двумя гребцами и минером. Они осторожно подходили к мине (одно неловкое движение, удар на колпаки — взрыв). Прикрепляли взрывпакет к «рогу» мину, поджигали шнур и быстро-быстро отходили в «мертвую зону». Бывали и несчастья. Беда не обошла и Александра. 20 августа 1944 года «КМ-107» в очередной раз был на тралении. На катере, кроме штатных семи моряков, находились еще четыре офицера — дивизионные специалисты. Взорвалась немецкая большая противокорабельная мина со взрывчатым веществом около 300 кг. Катер затонул мгновенно. Погибли 10 человек. Александра Авилова выбросило за борт. То ли контузия была не очень сильной, то умел держаться на воде очень хорошо, да и «капковый» бушлат поддерживал, но более шести часов Саша боролся за жизнь. Его подобрал катер-дымзавесник. С тех пор 20 августа ветеран отмечает свой второй день рождения.
Впоследствии он напишет стихотворение «Песня о погибшем тральщике», там есть такие строки:
«Погибшим на море не ставят крестов,
Могилы их вечно дрейфуют,
А волны крутые под стоны ветров
О подвиге их повествуют.
Для Родины сделали все, что могли,
Победу сполна оплатили.
Ходите спокойно, где мы полегли,
Но помните скорбные мили».
Некоторое время он еще прослужил на тральщиках, потом был переведен на бронекатер, сначала командиром отделения, а затем старшиной команды минеров, стал комсоргом корабля. Оттуда и прибыл в училище.
Училищная пора! 6 часов лекций, после обеда 4 часа самостоятельной подготовки, после ужина 2 часа — личное время, потом прогулка строем и отбой. Летняя практика — на кораблях флотов.
В выходные — посещение музеев, выставок, театров и время знакомства с ленинградскими девушками. С любовью вспоминаем оба работу училищного клуба. Его начальник капитан-лейтенант Калинка организовывал встречи с артистами Ленинграда, Москвы и других городов. Хорошо помним Черкасова, Борисова, Тарасову, Райкина, Рождественскую, студию Мариинского театра, лекции профессора консерватории Тигранова.
В наш клуб на различные мероприятия и танцы приходило много девушек, мы, в свою очередь, ходили к ним в гости в институтские общежития. Возраст был немалый, многие обзаводились семьями. Так состоялось и знакомство Саши Авилова с будущей женой. Их «роман» развивался стремительно. Уже через четыре месяца они официально зарегистрировали свой брак.
Евгения Андреевна родилась в Иркутске, вскоре с мамой переехала в Горький. Там окончила среднюю школу. Их часто снимали с занятий для работы в колхозах и на предприятиях. Впоследствии ей вручили удостоверение труженика тыла (ветерана Великой Отечественной войны). Студенткой ЛИСТА Женя стала в 1945 году.
После института ее как жену военнослужащего по распределению оставили в Ленинграде, работала товароведом военторга, а потом — на предприятиях торговли по месту службы мужа.
В 1951 году закончилась училищная жизнь. Лейтенант Авилов избирается секретарем партбюро эсминца «Сметливый», затем крейсера «Чкалов». Началась обычная офицерская жизнь с походами. Женя — его надежный тыл, работает и растит сына Сережу.
Прошло четыре года. На Балтике приобретен опыт партийной работы на коралях, пора получать новые, более основательные знания. А.Авилов в 1955 году успешно сдает экзамены в Краснознаменную Военно-политическую академию им. В.И.Ленина, поступает на военно-морской факультет. Лекции, семинары, корабельные стажировки, участие в военно-научном обществе и, конечно же, знакомство с Москвой, ее театрами, музеями. Он весь отдается учебе, в результате заканчивает академию с золотой медалью. Дальнейшая служба связана с Черноморским флотом. Первое назначение — пропагандист политотдела эскадры ЧФ. Через два года старательного и ответственного офицера заметил И.С.Руднев (впоследствии член Военного совета Черноморского флота, вице-адмирал) и предложил ему должность заместителя командира по политчасти крейсера «Михаил Кутузов». Назначение на такой корабль с большим экипажем и сложным вооружением было значительным повышением. Но и ответственность была высока. Куда реже стал бывать Авилов дома. Крейсер много плавал, ходил в Средиземное море, с визитами в зарубежные государства, «на якоре и бочке» не задерживался. На «Кутузове» Александр Николаевич отслужил четыре года, стал капитаном 2 ранга. В 1966 г. новое назначение — преподавателем кафедры педагогики и психологии в Высшее Военно-Морское инженерное училище в Севастополе. Через два года — в политуправление флота лектором. В кабинете не задерживается, постоянно на кораблях и базах, выходит в море, даже на боевую службу. В Болгарии ему вручают медаль Василия Левского. И так — 14 лет. Капитан 1 ранга Авилов — с корабля на корабль, всегда с экипажем, а что же Женя, Евгения Андреевна? Следует за мужем, по-прежнему работает по специальности, активно участвует в общественной жизни. Сын Сергей окончил Высшее Военно-Морское инженерное училище, получил назначение в Обнинск, в Учебный центр ВМФ, прошел все ступени от инженера-тренажера до начальника цикла, сам стал капитаном 1 ранга. У него прекрасная жена, дочь, сын. Сегодня в запасе, но продолжает работать.
Шли годы, для Александра Николаевича настало время прощаться с военно-морской службой, но — не с флотом. В Севастополе он — старший методист по туризму, затем работает в республиканском центре военно-патриотического воспитания, старший научный редактор по подготовке к изданию севастопольской «Книги памяти». Он — председатель комиссии Севастопольского комитета ветеранов войны, продолжает держать связь с крейсером «Михаил Кутузов». Ему присуждается звание «Заслуженный работник культуры Украины». Продолжает писать стихи о море и моряках, не «упускает» и лирику, печатается в журнале «Советский воин», в газетах «Красная Звезда» и «Слава Севастополя».
Последние 12 лет А.Н.и Е.А.Авиловы живут в Обнинске — перебрались поближе к сыну и малой родине Александра Николаевича. И здесь мой друг не остался без дела. Он член комитета ветеранов войны и военной службы, президиума городского Совета ветеранов. Трудно назвать обнинскую школу, в которой он не побывал бы на «уроках мужества». Рассказывает о жизни, о войне, читает свои стихи. Издан сборник его стихотворений с символическим названием «От Протвы до Океана». Я нередко перечитываю ее, вспоминаю нашу боевую молодость, службу на кораблях траления.
За более чем 40-летнюю флотскую службу А.Н.Авилов награжден многими государственными наградами, а из различных грамот и памятных подарков может создать семейный музей. Он честно выполнил свой долг во время войны, многое сделал по воспитанию у офицеров и матросов преданности Родине, чувства ответственности за ее защиту. И шесть десятилетий его верной спутницей на трудном пути была и остается жена.
А.Е.ГАНДЮХИН, капитан 1 ранга в отставке.
Газета «Обнинск», К 65-летию Победы: конкурс «Синий платочек». Расскажу о боевом друге.
http://www.vperyod.ru/id9732.htm?PHPSESSID=b9e6468b618e7f4c623c0cfef5ccd55
Материал предоставлен http://vk.com/kultprosvetmag
-
-
1951 г.
-
-
9 мая 2005 г.