Стирманов Павел Михайлович


Стирманов Павел Михайлович был троюродным братом моей бабушки Петровой Валентины Павловны.

Стирманов Павел Михайлович родился в 1914 году в деревне Кадь Патракеевкого сельсовета Приморского района Архангельской области. В семье было пятеро детей: Пётр, Павел, Леонид, Зоя и Николай. Мать рано умерла, и детей воспитывала мачеха Мария Александровна (умерла в 1961 году).

Павел Стирманов окончил Патракеевскую семилетнюю школу и уехал учиться в Архангельск.

В 1936 году был призван на срочную службу в РККА. Участвовал в финской войне.

В годы Великой Отечественной войны служил на Северном флоте на тральщиках, базировавшихся в районе Новой Земли.

Имел больше 20 денежных наград, поощрений в приказах за отличное выполнение боевых заданий в финскую кампанию и в дни Великой Отечественной войны.

Воинское звание: главный старшина. Должность: боцман тральщика ТЩ 105 ОВРа главной базы Северного флота. Кандидат ВКП(б) с 1943 года.

Награждён орденами Красной звезды, двумя орденами Отечественной войны II степени.

Из наградных листов:

Орден Красной звезды, 07.12.1943 года.

«Главный старшина Стирманов с первых дней войны участвует в боевых действиях. Тов. Стирманов принимал участие в выполнении боевых заданий кораблем:

  1. Находился 243 дня в море, прошел за это время 13415 миль.
  2. Нёс дозорную службу.
  3. Конвоировал транспорта.

В этой большой работе корабля Стирманов является лучшим её исполнителем.

19 октября при тралении на большой волне в районе острова Колгуев вышел из строя акустический трал. При стоянке в открытом рейде, на холоде, в штормовую погоду тов. Стирманов в течение ночи восстанавливал трал.

При тралении Югорского Шара топливо и вода были на исходе, что грозило кораблю срывом боевого задания. Было получено приказание мазут, бензин и воду принять с берега при помощи четверки. В исключительно трудных метеорологических условиях: плавучего льда, течения до 5 узлов было перевезено с берега 45 тонн мазута и 30 тонн воды в бочках. Корабль смог выполнить поставленную боевую задачу командования. В этом большая заслуга тов. Стирманова, который в течение 45 часов руководил приёмками топлива и воды.

При конвоировании транспорта «Герцен» с Югорского шара корабль 11 ноября в районе о.Колгуев был застигнут 10-балльным штормом. Корабль сильно обледенел, что было опасным ввиду его малой устойчивости и запаса плавучести корабля. Главстаршина Стирманов в течение двух суток непрерывно руководил обколкой льда, несмотря на опасность быть смытым волной. Благодаря успешной работе по скалыванию льда корабль выполнил боевое задание по конвоированию и избежал серьезной опасности.

Главстаршина Стирманов мужественный, дисциплинированный и инициативный младший командир. Закалённый и возмужавший в боях за нашу  Великую Родину – достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».

Орден Отечественной войны II степени, 22.02.1945 года.

«Главный старшина Стирманов Павел Михайлович во время службы на ТЩ 106 с апреля 1942 года по настоящее время прошел 26543 мили. Притом находился в море на выполнении боевых заданий командования 501 сутки. За один только1944 год участвовал в выполнении 60 боевых заданий командования.

  1. Траление наших коммуникаций Баренцева и Белого морей от неконтактных сил противника.

Протралено 2057 миль.

  1. Отконвоировано 16 конвоев из 20 транспортов.
  2. Нёс дозорную службу на подступах к главной базе Северного флота и главной базе Б.Ф. в течение 21 суток.

Тов. Стирманов находился в море при выполнении боевых заданий командования в 1944 году 160 суток и прошёл при этом 11258 миль.

Главный старшина Стирманов руководит постановкой и уборкой акустического трала. За один только 1944 год было более 40 постановок и уборок трала, все они проведены успешно.

В августе месяце 1944 года при нахождении корабля в море была обнаружена торпеда. В условиях 6-7 балльной волны для поимки торпеды под руководством главного старшины была послана шлюпка шестерка. Благодаря умелым действиям, храбрости и морской выучке, торпеда была доставлена к кораблю.

Особенно отличился главстаршина Стирманов при спасении бота, терпящего аварию во время шторма 20 октября 1944 года. Благодаря хорошему знанию дела, смелости и ловкости в большую волну до 8 баллов бот был благополучно взят на буксир и приведён на базу. При подаче буксира тов. Стирманов, стоя на ютовой площадке, непосредственно сам участвуя и руководя подачей буксира, причем рискуя быть смытым за борт, успешно выполнил задание».

В январе 1945 года П.М. Стирманов продолжал службу в Хабарово.

После войны Павел Михайлович вернулся в родную деревню, женился на Рекиной Анфусе Ефимовне, которая в то время работала бухгалтером в Патракеевском рыбкоопе. Павел и Анфуса Стирмановы переехали в Архангельск. Молодая семья получила свою жилплощадь – комнату в коммуналке, по тем временам это было большое счастье. Вскоре умерла сестра Анфусы Ефимовны Мария, и осиротели ее пятеро детей, среди них  -Владимир и Муза. Стирмановы воспитали оставшихся сиротами детей Анфусиной сестры, помогли им встать на ноги. Своих детей у них не было.

В 60-е годы Павел Михайлович работал в Архангельске капитаном-наставником, часто приезжал в Патракеевку к родителям, восстановил родительский дом.

Материал предоставила Наталья Викторовна Матвеева – преподаватель машиностроительного техникума, г. Серпухов.

Данные с сайта «История рыбной отрасли Севера» http://rmpoisk.ru/01_encRM_01_01_People/17_S/1742StirmanovPavelMihailovich.doc

«Стирманов Павел Михайлович, старейший капитан Архангельского тралового флота. Родился в деревне Кадь Мудьюгского района. В 1960-е годы — руководитель промысла, в 1970-е годы — пенсионер».


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 мыслей про “Стирманов Павел Михайлович