Морозов Михаил Фёдорович


Воспоминания сестёр Валентины Павловны Петровой и Анны Павловны Антуфьевой (в девичестве Морозовых) о двоюродном брате М.Ф. Морозове.

Морозов Михаил Федорович родился 21.11.1907 года в д. Кадь Патракеевского сельсовета Приморского района Архангельской области и был призван из запаса Микояновским РВК, Мурманская обл., г. Мурманск в 1941 году. Служил в Беломорской военной флотилии Иоканкской ВМБ ОВР на тральщике ТЩ-37.

Воинское звание: старший  краснофлотец, кандидат в члены ВКП(б), старший машинист.

За свою воинскую службу был награжден медалью Нахимова (такой медалью были награждены всего лишь 13000 человек).

Выписка из наградного листа (с сайта http://podvignaroda.mil.ru):

«Товарищ Морозов служит на корабле с 1942 года в качестве старшего машиниста. Дисциплинированный, выдержанный краснофлотец. Своей самоотверженной работой оказал большую помощь командованию в выполнении боевых заданий. Во время ремонтов неизменно выполнял нормы на 180-190%. 17 июня в бою с 12 бомбардировщиками противника от близкого взрыва авиабомбы образовалась трещина на машинно-питательной помпе. Товарищ Морозов первый обнаружил неисправность и, быстро переключив механизм, предотвратил неизбежную аварию. Непрерывно обеспечивал бесперебойную работу лебедки при боевом тралении, в результате которого были вытравлены мина и минный защитник противника. В мае 1943 года корабль ремонтировался в Мурманске. Было получено приказание: срочно закончить ремонт и выйти на боевое задание. Необходимо было срочно доставить на корабль детали с судоремонтного завода, что затруднялось происходящим в это время налетом вражеской авиации. За деталями был послан т.Морозов, который в условиях интенсивной бомбежки и под пулеметно-пушечным огнем самолетов противника, рискуя жизнью доставил на корабль все детали в срок, чем обеспечил своевременный выход корабля на боевое задание. Осенью 1943 года при перевозке личного состава береговых частей в Кольский залив, корабль, стоя на якоре, подвергся нападению самолетов противника. При съемке с якоря вышел из строя брашпиль. Неподвижность корабля значительно усилила опасность его поражения авиабомбами, т.к. бомбы падали вблизи корабля. Тов. Морозов быстро обнаружил неисправность брашпиля и немедленно ее устранил. Корабль снялся с якоря и получил свободу маневрирования, что дало возможность избегнуть поражения от авиабомбы противника. В сентябре 1944 года при погрузке с баржи на корабль при свежей погоде на Понойском рейде имущества 10-й зенитной батареи, т.Морозов осуществил погрузку 3-х тонной автомашины стрелой грузоподъемность  1,5 тонны. В тот момент, когда автомашина была поднята вверх, вследствие качки разъединился механизм лебедки. Автомашина повисла в воздухе в опасном положении и каждую минуту могла сорваться за борт. Тов. Морозов нашелся и в это момент, применив остроумную комбинацию рычага и стропа тов. Морозов с помощью другого механизма вновь включил барабан лебедки, и автомашина была благополучно перегружена на борт.

За умелые, инициативные и смелые действия, сопряженные с риском для жизни, которые способствовали выполнению боевых задач корабля в борьбе с немецкими захватчиками на Северном морском театре награжден медалью Нахимова.

На сайте polarpost.ru приведена некоторая информация о судне, на котором служил Михаил Федорович Морозов, и о его гибели.

«…Тральщик ТЩ-37 имел водоизмещение 1165 тонн и был бывшим рыболовным траулером Севгосрыбтреста. Мобилизован 25.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 29.07.1941 г. вошел в состав СФ.

… 29 декабря 1944  года к юго-востоку от мыса Святой Нос был торпедирован германской подводной лодкой «U-995», когда вместе с «Т-32» занимался тралением фарватера в охранении большого охотника «БО-142». Траление проводилось в связи с подходом крупного конвоя «КБ-37» в составе 3 советских транспортов и 13 кораблей охранения. Вместе с кораблем погиб весь экипаж – 49 человек.

… 29 декабря конвой КБ-37 пришел в Иоканьгу, где стал на якорь. Командование Иоканьгской ВМБ решило задержать транспорты с особо ценным грузом и провести тщательное обследование района. Не исключалось, что подлодки противника смогли поставить минные банки, поэтому для контрольного траления были направлены Т-32 и Т-37: охрану тральщиков возложили на БО-142. В 17 ч 20 мин Т-32 обнаружил лодку в 7,5 мили на юго-восток от Святого Носа. Тральщик немедленно дал оповещение по флоту, но в это время второй тральщик, Т-37, был торпедирован (возможно, второй лодкой). Взрывом был оторван полубак, тральщик затонул в 17 ч. 22 мин. Узнав о случившемся, командование Иоканьгской базы срочно направило в море два больших охотника — БО-225 и БО-227. Они обследовали район и обнаружили только масляное пятно на поверхности моря, а больше ничего и никого».

Эти данные о торпедировании тральщика немецкой подводной лодкой были открыты лишь после войны.

Материал предоставила Наталья Викторовна Матвеева, внучка В.П.Петровой.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *