Митрохин Василий Борисович


О дедушкином дяде Митрохине Василии Борисовиче рассказывает учащийся Воскресной школы при храме Всех Святых Тюрин Кирилл:

«Митрохин Василий Борисович родился 5 апреля 1918 года в деревне Суры, ныне Тепло-Огаревского района Тульской области, в большой, дружной, трудолюбивой семье. Еще 3 брата и 2 сестры были на руках у родителей. Отец работал пастухом, позже пожарником под Серпуховом, мать – уборщицей на ткацкой фабрике.

Василий учился в школе №24 (ныне школа №2), был любознателен, хотя и непоседлив. В школе он окончил 7 классов. Любил езду на велосипеде, охоту, но буквально бредил авиацией. Василий окончил ФЗУ, работал токарем на железнодорожно-ремонтном заводе на станции Люблино (ныне Московского горсовета). С 1935 по 1938 года учился летать на планерах и самолетах в московском аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен там инструктором. Позже был назначен командиром звена.

Когда началась война, Митрохин подал рапорт об отставке в действующую армию. Но только в ноябре 1942 года получил назначение на Карельский фронт. В конце 1942 года старший лейтенант Василий Митрохин сражался с врагами под Ленинградом. Там он совершил свои первые боевые вылеты, там сбил первый вражеский самолет. В боях под Великими Луками был тяжело ранен и отправлен в ивановский госпиталь. Там он нашел подругу жизни. Старшая медсестра Катя стала его женой, а город Иваново – родным домом.

В августе 1943 года Митрохин прибыл в 191-й авиаполк. С первых же дней и в первых же боях он показал себя отважным, храбрым, умелым воздушным бойцом и организатором. О нем заговорили в полку, в дивизии. Вот что писала о его боевых успехах фронтовая газета:

«Митрохин – летчик на все руки. Он с успехом водит группы самолетов на прикрытие наземных группировок, оберегая их от бомбежек вражеской авиации. Истребители под его командованием умело прикрывают «Илюшиных», обеспечивают им безопасность во время штурмовых рейдов не только от атак «Мессеров» и «Фоккеров», но и от огня вражеских зениток.»

Его звено считалось одним из лучших в 13-й Воздушной армии. У Митрохина не было «холостых» вылетов. Если он не встречал врага в воздухе, то искал, находил и беспощадно бил его на земле. Однажды он звеном сопровождал пару «Илов». Штурмовики обнаружили вражеский эшелон из 40 вагонов и платформ и разгромили его. Но при этом израсходовали все боеприпасы. На другой же станции, занятой немцами, стояли под разгрузкой 25 цистерн. Митрохин проявил инициативу и находчивость. Ударил бронебойными и зажигательными снарядами по цистернам – и те вспыхнули. Штурмовики восхищались: важная цель была уничтожена «ястребками»!

…Шла подготовка к решительному наступлению. В январе 1944 года началось наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом. Оно проходило при безраздельном господстве в воздухе нашей авиации, что в немалой степени способствовало успеху соединений Ленинградского и Волховского фронтов. Под сокрушительными ударами Красной Армии немецкие войска откатывались от Ленинграда. Город ликовал! Как ему тогда для полного счастья не хватало солнца!

С первого дня наступления, как назло, стояла нелетная погода. На высоте 150-300 метров висела сплошная свинцовая облачность. Видимость не превышала 2 километров. Беспрерывно шел снег, мела поземка…

На седьмой день наступления в такую же пасмурную погоду звено Митрохина штурмовало колонну фашистов. После первой бомбовой атаки зенитным снарядом был поврежден мотор на самолете Митрохина. Высота 300 метров. Лес и дорога – куда садиться? Вдоль шоссе – немцы. Митрохин виртуозно произвел посадку на лес… А его товарищи Репкин, Баринов и Резвый еще трижды «проутюжили» вражескую колонну.

Войсковая разведка донесла: «Звено наших истребителей бомбами и огнем пулеметов разгромило батальон немцев. Один наш самолет сбит МЗЛ, упал в лес…»

Репкин тоже был убежден, что Василий погиб. После первой атаки на обочине дороги вспыхнул дом, и он посчитал это за падение самолета командира.

Но Митрохин остался жив. Трое суток пробивался к своим. Пригодились и опыт охотника, и физическая выносливость спортсмена.

— Мало кому из летчиков-истребителей удавалось видеть результаты своей штурмовки, а мне удалось! – рассказывал Митрохин товарищам. – По пути в полк я проезжал по дороге, уже освобожденной нашими войсками. На протяжении километра валялись перевернутые, искореженные автомашины и повозки, снарядные ящики и кухни, десятки лошадей и до полутора сотен запорошенных снегом трупов. Вот уж действительно: «Ударили в хвост и гриву!»

Письма Митрохину шли потоком: из Серпухова писала мать, из Иванова – жена, с Дальнего Востока – младший брат, Сергей. Он служил там и летал на ИЛ-2. Брат просился на фронт! По совету Василия мать написала Главному авиации А.Новикову. Ее просьба была удовлетворена. Мечта Сергея сбылась. В феврале 1944 года он прибыл в полк к брату.

В марте активность немецкой авиации резко возросла, что предопределило ожесточенный характер воздушных боев. Так, 6 Марта на Нарвском и Псковском направлениях в налетах участвовало 234 вражеских самолета. В этот день 6 летчиков 191-го истребительного авиаполка провели бой с 20 пикировщиками Ju-87 и 10 прикрывавшими их FW-190. Хотя силы были неравными, старший лейтенант В. Б. Митрохин и лейтенанты П. А. Репкин и Кузин сбили по одному немецкому самолету.

Эскадрилья, которую возглавил Митрохин, славилась дружбой. Ее девизом было: «Никогда не оставляй товарища в беде!». За один только год эскадрилья сбила 56 самолетов врага, а сколько уничтожено живой силы и техники на земле!

… Облачность была коварной: многослойной, разновысотной и рваной. 25 «Юнкерсов» под прикрытием «Фокке-Вульфов» пытались нанести удар по нашим войскам на плацдарме западнее реки Нарвы. Эскадрилья под командованием Митрохина решительной атакой расколола строй немецких бомбардировщиков, а затем в воздушном бою разгромило его. Ни одна бомба не упала в расположение наших войск. Противник потерял 15 самолетов: Митрохин и Репкин сбили по 3 стервятника, Рязанцев – 2… В этом бою был сильно поврежден и самолет Василия. Он с трудом, но привел его на свой аэродром.

Мать знала, как воюют сыновья. Замполит полка держал ее в «курсе дела».

«Милые детки, как я вами довольна, — писала она им. – Бейте немецкую гадину смелее, не давайте ей пощады. Милые сыны, гордость моя, я так и знала, что вы не осрамите нашей фамилии. Мне очень приятно, что вы не трусы, не паникеры, а крепкие, стойкие советские воины. Вася, я особенно рада, что Сережа оправдывает материнский наказ и во всем поступает так, как ты. Старайся и впредь, Сережа, будь героем, крепко целую вас. Мама.»

Вскоре младший лейтенант С. Б. Митрохин стал ведомым капитана В. Б. Митрохина. Уже в первых 10 воздушных боях они одержали 7 побед над врагом: 5 самолетов сбил Василий,  2 – Сергей. Братья сражались храбро и были удостоены многих наград.

Командир звена лейтенант В. Б. Митрохин в ходе боев стал командиром эскадрильи, капитаном. Он был награжден 5-ю орденами и 9-ю медалями. К октябрю 1944 года лично сбил в боях 17 вражеских самолетов, уничтожил большое количество боевой техники и живой силы врага.

Свою последнюю победу В. Б. Митрохин одержал 11 октября 1944 года. В тот день советская авиация нанесла два массированных удара по аэродрому Сальмиярви. В первом налете приняло участие 18 штурмовиков Ил-2 и 36 истребителей сопровождения. На земле было сожжено около десятка самолетов противника, еще несколько сбито в воздушном бою.

Во втором налете участвовало 55 истребителей с подвешенными бомбами. Первыми в воздух поднялись самолеты, в задачу которых входило блокирование аэродрома, подавление зенитных орудий и вытеснение авиации противника в случае ее противодействия. За ними пошли группы «Яков» и «Лавочкиных» для штурмовки аэродрома.

Налет оказался для врага неожиданным. На аэродроме шла обычная работа, по окраинам летного поля сновали автомашины, ползали тракторы, технический состав возился у самолетов. Когда над аэродромом показались советские истребители группы блокирования, немецкие зенитчики решили, что вслед за ними придут бомбардировщики, и открыли заградительный огонь. Но почти сразу за группой блокирования из-за облаков вынырнули истребители ударных групп, обрушившие бомбы на стоянки самолетов. На следующем заходе они стали расстреливать вражеские машины из пушек и пулеметов. Успешно выполнили свои задачи группы блокирования – ни один фашистский самолет не взлетел. Лишь при отходе от цели в воздухе показались 2 Ме-109, поднявшиеся с другого аэродрома. Капитан В.Б.Митрохин преградил путь врагу и в короткой схватке сбил один из самолетов.

За эти подвиги 2 ноября 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил капитану В.Б.Митрохину высокое звание Героя Советского Союза.

Согласно данным, приведенным в книге Н.Г.Бодрихина – «Советские асы» (Изд. «ТАМП», 1998г.), к концу войны Василий Митрохин выполнил около 200 успешных боевых вылетов. Проведя 50 воздушных боев, сбил 19 вражеских самолетов лично и 6 – в группе с товарищами. М.Ю.Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных побед.

В известной статье Валерия Дымича «Веселая охота на Восточном фронте» (опубликована в журнале «Авиация и космонавтика», №1, 1999г., стр. 11-21) есть такой эпизод:

«30 мая 1943 года 8 «Киттихауков» 191-го ИАП участвовали в отражении налета 48 немецких бомбардировщиков Не-111 и Ju-88, которые прикрывали около 20 истребителей FW-190А-5. Правда, основной бой провели летчики 240-й и 275-й ИАД, летавшие на «Яках» и «Лавочкинах». Когда бомбардировщики противника поодиночке стали уходить на запад, их атаковали «Киттихауки». В районе Шлиссельбурга майор Митрохин в течение 15 минут уничтожил 2 «Хейнкеля» и вступил в схватку с FW-190.

Его Р-40К значительно уступал в скорости немецкому истребителю, однако, в маневрировании по горизонту имел преимущество. Опытный немецкий летчик допустил явную ошибку, приняв бой на виражах, за что и поплатился. Очередь крупнокалиберного пулемета поразила мотор «Фокке-Вульфа», который, вспыхнув, пошел к земле. Хауптман Херберт Эрдманн (имевший 34 победы) из штабного штаффеля спасся на парашюте и попал в плен.

На допросе в штабе 13-й Воздушной армии Эрдманн сказал, что главным огорчением для него была ошибка в бою с устаревшим «Киттихауком», 6 из которых он легко сбил, воюя в Африке, в составе JG27.

Несколько успокоил немецкого летчика послужной список его противника: майор Митрохин участвовал в боях с первых дней войны, уничтожив 19 самолетов лично и еще 6 – в группе с товарищами.»

После войны Василий Борисович обучал молодых авиаторов владеть реактивным самолетом, передавал им свой богатый боевой опыт. Но старые раны давали о себе знать. В 1961 году, уже в звании полковника, он был уволен в запас. Жил в городе Иваново. Многие годы он работал на механическом заводе, был избран депутатом районного Совета. Его брат Сергей, закончив техникум, жил и работал в Серпухове.»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.