Калабин Василий Андриянович


Калабин Василий Андреянович (в некоторых документах – Андриянович) родился в 1922 году.

С 06.03.1942 г. работал в Артели «Ударник» (г.Сызрань Самарской обл.).

Механик по наладке швейных машин.

Среди множества заводов, эвакуированных на территорию Самарской области в военное время, был завод №525 «Металлист», который выпускал пулемет-автомат ШКАС и пулеметы ДШК. ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный синхронный) — первый советский скорострельный синхронный авиационыый пулемет ШКАС делал 1800 -1900 выстрелов в минуту – сплошная нить летящего свинца. Этот пулемет был освоен еще в Туле. А когда Тульский оружейный завод был эвакуирован в Куйбышев, производство пулемета предстояло развернуть на заводе № 525. Когда советские войска взяли штурмом Берлин, в канцелярии третьего Рейха нашли образец оружия необычного вида. Он был тщательно спрятан под стеклянным колпаком. Специалисты с удивлением признали в нем авиапулемет ШКАС 7,62мм и находившийся при нем приказ фюрера. Приказ гласил, что этот пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же для фашистской авиации. Но гитлеровцам так и не удалось это сделать. Прямо в степи, под открытым небом, рабочие завода «Металлист» бетонировали площадки, устанавливали станки, производили монтаж оборудования и изготавливали стрелковое оружие. Только потом строили стены и крыши корпусов. Среди тех, кто работал на заводе, было много детей. «…» Производство на заводе шло круглосуточно. Никто не жаловался на трудности. Люди понимали, что работают для Победы. Дети трудились наравне со взрослыми. Было очень холодно, особенно зимой в лютые морозы. Не всегда хватало и еды. Рабочим выдавали продовольственные карточки, но и этого было очень мало. Люди голодали. Приходилось есть даже траву с огорода.

https://samsud.ru/samara1941/moya-istoriya/story_1505.html

«Один из воинских эшелонов отправился со станции Куйбышев на третий день войны. Он вез к линии фронта добровольцев. http://www.vkonline.ru/content/view/147957/1941-god-iyundekabr

4 июля. Начато размещение в г. Куйбышеве рабочих и их семей, прибывших по эвакуации с запада. Только за три дня, с 4 по 6 июля, размещено 11 тысяч человек. http://www.vkonline.ru/content/view/147957/1941-god-iyundekabr

11 июля. В соответствии с постановлением Совнаркома Союза СССР «О порядке эвакуации населения» особым заседанием облисполкома решено:

  1. Создать при исполкоме облсовета отдел по эвакуации населения;
  2. Организовать эвакопункты в гг. Куйбышеве, Ульяновске, Сызрани.
  3. Развернуть работу эвакопунктов не позднее 12 июля 1941 г. http://www.vkonline.ru/content/view/147957/1941-god-iyundekabr

17июляВ Сызрань прибыл первый санитарный поезд с ранеными.

«ВК» от 18.12.04г.

«Вскоре сотрудники Второго управления НКГБ СССР и местные чекисты выяснили, что наибольший интерес у зарубежных разведчиков вызвали оборонные предприятия, эвакуированные из западных районов страны на Безымянку, и в первую очередь авиационные заводы. http://www.vkonline.ru/content/view/147957/1941-god-iyundekabr

«ВК» 69 от 16.04.2005г

«Вся жизнь Павла Ивановича Ольшанского была отдана авиазаводу № 18, Куйбышевскому авиационному заводу, предприятию «Авиакор». Из воспоминаний старого авиатора:

«…Осенью 1941 года началась эвакуация завода в Куйбышев. Под Сызранью наш состав подвергся обстрелу, бомбой разнесло пути перед эшелоном. Наконец-то нас привезли в Куйбышев на станцию Безымянка, где силами заключенных возводились стены завода, который изначально проектировался для нефтехимической промышленности, но в 1941 году был перепрофилирован. Не было крыши, стен, все проходы изрыты траншеями для теплотрасс. Началась разгрузка вагонов с оборудованием. Одновременно с укладкой стен и монтажом крыш шел монтаж оборудования, наладка станков.

Зима 41года выдалась суровой. Постоянно жгли костры, из пустых бочек делали «буржуйки», отогревались – и опять к станкам. Дневной паек — 500 граммов хлеба. Зачастую спали прямо в цехах, вповалку. Расквартированных в городе рабочих перевозили в вагонах-теплушках, причем набивалось людей столько, что они ехали стоя, тесно прижавшись друг к другу.

Приказ Сталина срочно наладить выпуск самолетов Ил-2 выполнялся жестко. Каждую ночь в 2 часа в летной куртке с тростью в руке директор завода Б.М. Шенкман обходил все цеха и участки На участке изготовления лонжеронов, где я работал мастером, сборка одного из самых «заковыристых» узлов производилась вручную кувалдой (пневмоклепки еще не было). Работали буквально на коленях, отчего колени рабочих превращались в сплошную мозоль. Нехватка ланжеронов существенно ограничивала выпуск самолетов. Директор, понаблюдав весь процесс сборки, тут же набросал эскиз треноги с площадкой на пружине, передал его на участок оснастки и приказал к утру обеспечить рабочих этим приспособлением. Впоследствии я был переведен начальником участка монтажа шасси и вооружения.

Одним из первых приказов Бориса Матвеевича был приказ об организации швейного цеха № 120, где шились комбинезоны, брезентовые рукавицы, трусы. Впоследствии рабочим пошили ноговицы (телогрейки для ног), которые вместе с галошами являлись основной обувью этого времени, а ватники были основной одеждой.

Питались в заводской столовой. Меню – баланда (вода с растертой мукой), кусок селедки, хлеб. В теплое время года организовывались рыбацкие бригады, в свободные от работы сутки рыбачили в реке Самаре, варили уху для заводчан.

Так работал тыл в первый год войны. Бывали случаи, когда люди от этого каторжного труда и неустроенного быта убегали на фронт, но их возвращали. http://www.vkonline.ru/content/view/147957/1941-god-iyundekabr

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.