Фильченко Георгий Емельянович


О прадедушке Фильченко Георгии Емельяновиче рассказывает Ольга Аплекаева, учащаяся «Губернского профессионального колледжа».

Мой прадедушка Георгий Емельянович Фильченко родом из Казахстана, из деревни Степановская.

Он родился в 1923 году в большой бедной семье (кроме него в семье было еще 12 человек).  Мать его, Евдокия Ивановна, была неграмотной. Отец, Емельян Федорович, ездил на заработки, а после Октябрьской революции вступил в колхоз и начал, как и многие крестьяне, поднимать сельское хозяйство.

До начала войны прадедушка Георгий Емельянович окончил лётное училище и все военные годы  летал на самолетах, громил врага в небе, а прабабушка была всегда рядом. Войну прадедушка начал под  Москвой. После формирования в сентябре 1942 г. в Московской области 1-го гвардейского Кировоградско-Берлинского штурмового авиационного корпуса, он продолжил службу в этом авиакорпусе.  Штурмовой корпус поддерживал войска Калининского, Северо-Западного, Воронежского, 2-го и 1-го Украинских фронтов в Великолукской и Демянской (1943 г.) операциях, в Курской битве и битве за Днепр. За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, корпус был преобразован в 1-й гвардейский штурмовой авиакорпус (февраль 1944 г.).

Из воспоминаний Фильченко Г.Е.:

«Белгород… Харьков… Кировоград… Для меня это не только географические понятия, наименования отдельных населенных пунктов на полетных картах, а и вехи суровой и тревожной молодости, этапы жестокой и смертельной схватки с фашизмом.  Перед мысленным взором возникают картины далекого и вместе с тем близкого прошлого, оживают образы людей в лётных шлемофонах и промасленных «технических» куртках, таких молодых тогда!»

«Мне довелось воевать на Ил-2. Разные были задания: в перекрестие прицела «ила» попадали паровозы, вагоны с боеприпасами, цистерны с горючим, мосты, танки… Мы работали по переднему краю и по тылам противника, ходили на свободную «охоту», вступали в воздушные бои, и «горбатые» — так в шутку называли летчики свою машину — никогда не подводили. Случалось быть и под шквальным огнем зениток, крупнокалиберных пулеметов. Не всегда броня выручала, но шансы уцелеть были. Так, если пуля прошивала протектированный топливный бак, самолет не горел. Помню рваные раны на крыльях, на рулях управления, — а он тянет к своему аэродрому…»

— О чем вы вспоминали на войне? – спрашивала моя мама дедушку.

— В основном о детстве, юности. О том, как пас в колхозе коров, телят, жеребят.  Я вспоминал о своем деревенском роднике. Вспоминал, как мама первый раз пекла хлеб. До этого хлеба у нас не было. А мука была плохо размолотой, и буханки расползались. Получались коржи. Мама вытащила этот хлеб из печи, — а нас двенадцать детей, — в руках его подержала, поцеловала и разломила на несколько частей. «Каждый, — говорит, — обязательно попробуйте». Голод был страшный.

Самый ад был на Курской дуге. Там корпус понес большие потери.

«У нас в эскадрильи почти каждый день сбивали по человеку. Мы спим все вместе на травяных матрасах — то этого нет, то другого. Лежишь и думаешь: «Кто следующий?»

9 мая 1945 года. Встретил Победу прадедушка Фильченко Георгий Емельянович в Германии, не дойдя до Берлина 40 км. После войны прадедушка еще два года летал в составе первой авиаэскадрильи в Венгрии.

Награждён многочисленными орденами и медалями.

После войны прадедушка с прабабушкой вернулись в Серпухов. Прадедушка стал работать на военном заводе РТЗ на Ногинке. Еще на фронте он вступил в партию. Вся его послевоенная жизнь была посвящена  служению партии и правительству. Он был парторгом на заводе и начальником ОТК.

У прабабушки и прадедушки родились две дочки — мои бабушки, Галина Георгиевна Хритина и Татьяна Георгиевна Никитина.

Я горжусь своими прадедами!

Материал предоставлен газетой «МК в Серпухове». 04 — 11 февраля 2015 года. МОЯ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *