Мураткин Петр Сергеевич — серпухович, участник Великой Отечественной войны, художник с ещё довоенной поры.
Учился в Орловском художественном училище до 1939г., до призыва в Красную Армию.
А дальше — война… На фронт он попал в декабре 1941 года.
Служил в 10-й Армии в должности начальника типографии, а затем — в хозяйственном отделе штаба фронта в должности делопроизводителя.
Участвовал в обороне Москвы. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах.
Войну закончил в Германии в звании младшего лейтенанта административной службы.
Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы».
Боевой путь Петра Сергеевича Мураткина по электронным архивам проследила зав.музейным отделом М.П.Пантелеева — в рамках работы над проектом «Стена памяти» в Музейно-Выставочном центре г.Серпухова (2017г.)
После демобилизации Мураткин завершил образование в Ивановском художественном училище, вступил в Союз художников СССР.
В художественной жизни г.Серпухова он был человеком заметным — руководил Серпуховским филиалом «Мособлхудожника», постоянно участвовал в выставках разного уровня. С 1947 года был членом художественного совета г.Серпухова.
Занимался Петр Сергеевич в основном графикой. Именно в этом виде искусства он особенно преуспел. Мураткин был прекрасный рисовальщик, талантливый портретист, об этом свидетельствуют оставленные им многочисленные портреты, автопортреты.
Замечательны портреты его коллег-художников: Ефима Шатова, Анатолия Певзнера, А.А.Бузовкина, а также близких — жены и сына.
Автопортретов он сделал много, вероятно, потому, что художник для себя — самая доступная натура. Ведь чтобы сделать не лёгкий набросок, а полноценный портрет, художник должен работать с моделью несколько сеансов. Не у всех есть время и желание часами сидеть на месте и позировать. Вероятно, Мураткин рисовал автопортреты (порой, по нескольку за день) для того, чтобы оттачивать своё мастерство.
Петр Сергеевич одинаково хорошо владел различными графическими материалами: углем, карандашом, тушью. Но всё же большую часть работ он выполнил в технике офорта. Пожалуй, он был единственным серпуховским художником, который так много и полноценно работал в офорте. Эта техника сложна, многоступенчата и требует от художника неимоверной усидчивости и старания. Мало сделать эскиз, его надо перевести на печатную доску, а для этого много тематических приёмов в офорте, и у каждого — свои художественные особенности. Это и травленный штрих, и меццо-тинто, и работа резцом…
Хотя художник при работе над печатной формой и представляет конечный результат, печать — всегда волнующий момент: что выйдет! Художники форта часто работают целыми сериями. Петр Сергеевич Мураткин как раз был знаменит своими графическими сериями, посвящёнными чеховскому Мелихову, архитектурным памятникам Серпухова и его окрестностям.
Работал Петр Сергеевич и в других видах графики — делал линогравюры, пробовал себя в экслибрисе.
Пожалуй, в Серпухове не было более плодотворного и профессионального мастера графики, чем Мураткин.
В фондах Музейно-Выставочного центра г.Серпухова хранится 227 работ П.С.Мураткина. Среди них — около 60 портретов и автопортретов разных лет.
Материал составлен О.А.Баутиной по публикации Виктории Казьминой, зав.отделом МВЦ «Ученик Бузовкина. К 100-летию со дня рождения художника Петра Сергеевича Мураткина» (газ.»Миг.Южное Подмосковье» от 25.01.2017г.)